- Москва
- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Концерт «Яначек – певец славянской души»
12+
Описание
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз» 30.11.2024
Продолжительность 1 час 40 минут
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижёр — Владислав Лаврик, заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000)
Солисты:
- Сергей Кузьмин (тенор), лауреат международных конкурсов
- Мария Калинина (сопрано), лауреат международного конкурса
- Светлана Ползикова (сопрано), лауреат международных конкурсов
- Елена Сизова (сопрано), лауреат международных конкурсов
- Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано), лауреат международного конкурса
- Карина Шагова (фортепиано)
Программа концерта:
- Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928).
- Каприччио "Vzdor"/"Вызов" для фортепиано и духовых JW 7/12 (1926)
- Allegro
- Adagio
- Allegretto
- Andante
- Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота JW 7/11 (1925)
- Moderato
- Piu mosso
- Con moto
- Allegro
- «Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего», цикл песен на стихи Й. Калды (Josef Kalda 1871-1921) для тенора, альта, 3 женских голосов и ф-но JW 5/12 (1917-1919)
- «Traf eine junge Zigeunerin» / «Познакомился с молодой цыганкой»
- «Ist sie noch immer da» / «Она все еще там»
- «Wie der Glühwürmchen Spiel» / «Подобно игре светлячков»
- «Zwitschern im Nest schon die Schwalben» / «Ласточки уже щебечут в гнезде»
- «Heut` ist`s schwer zu pflügen» / «Трудно пахать сегодня»
- «Heiss! ihr grauen Ochsen!» / «Хей! Вы, серые волы!»
- «Wo ist das Pflöcklein hin» / «Куда делся колышек?»
- «Seht nicht, ihr Ochselein» / «Не смотрите, маленькие волы»
- «Sei willkommen, Jan» / «Добро пожаловать, Ян»
- «Gott dort oben, sag» / «Боже, там, наверху, скажи»
- «Von der Heidin Wangen» / «Как гречихой тянет»
- «Dunkler Erlenwald» / «Темный ольховый лес»
- Piano solo / Соло фортепиано
- «Sonn` ist aufgegangen» / «Солнце взошло»
- «Meine grauen Ochsen» / «Мои серые быки»
- «Was hab` ich da getan?» / «Что я сделал?»
- «Flieh, wenn das Schicksal ruft» / «Беги, когда судьба зовет»
- «Nichts mehr denk ich» / «Думаю, больше ничего»
- «Wie die Elster wegfliegt» / «Как сорока улетает»
- «Hab` ein Jüngferlein» / «Есть девочка»
- «Vater, dem Tag` fluch ich» / «Отец, я проклинаю тот день»
- «Leb denn wohl, Heimatland» / «Прощай, Родина»
«Яначек... во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом», — говорил известный дирижер Петер Феранец о чешском композиторе, фольклористе, музыкальном теоретике, педагоге Леоше Яначеке (Leoš Janáček1854-1928).
Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Современники не сразу приняли самобытный музыкальный язык Яначека. Только после Первой мировой войны его сочинения обрели своих поклонников. Творчество композитора было тесно связано с русской культурой, его оперы «Катя Кабанова» и «Записки из мертвого дома» на тексты А. Н. Островского и Ф М. Достоевского прочно вошли в пантеон мировой оперной классики, а струнный квартет «Крейцерова соната», связанный с одноименным произведением Льва Толстого, по праву считается шедевром композиторской мысли Яначека.
В 1926 году Леош Яначек написал Каприччио «Vzdor» для фортепиано (партия левой руки) и духовых. Об этом сочинении композитора просил пианист Отакар Холлман, потерявший на фронте правую руку. Сначала отказавшись — «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога», — Яначек затем создал трогательную, свободную по форме, сложную для исполнителей музыку и назвал её «Vzdor»/ «Вызов», как вызов судьбе и музыкантам.
Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота было написано в 1925 году с посвящением пианисту-виртуозу Яну Хержману. Задуманное, как концерт для фортепиано с оркестром «Весна», оно трансформировалось в камерный концерт с комментариями Яначека: «Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть — со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом». Триумфальная премьера Концертино состоялась в Клубе моравских композиторов 16 февраля 1926 года. Произведение в этот вечер прозвучало два раза и вскоре стало одним из самых исполняемых сочинений композитора.
Вокальный цикл «Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего» был написан Яначеком на стихи из сборника Йозефа Калды «Из-под пера писателя-самоучки». История деревенского юноши, влюбленного в цыганку Зефку (Жофку), вдохновила композитора на 30-минутный опус на чешском языке. В это время Яначек был влюблен в красавицу Камилу Стесслову, не ответившую на его чувства, но ставшую музой композитора. «Чернокожая цыганка в моем „Дневнике исчезнувшего“ — это ты. Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. ... И на протяжении всей работы я думал о тебе!», — писал Камиле композитор.
Источник: operann.ru
Организатор | ГБУК НО "Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им.А.С.Пушкина" |
ИНН | 5262035539 |