Концерт «Яначек – певец славянской души»

12+

Шоу добавлено в избранное
  • Яначек – певец славянской души

Нет мероприятий

Описание

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 30.11.2024

Продолжительность 1 час 40 минут

Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижёр — Владислав Лаврик, заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000)

Солисты:

  • Сергей Кузьмин (тенор), лауреат международных конкурсов
  • Мария Калинина (сопрано), лауреат международного конкурса
  • Светлана Ползикова (сопрано), лауреат международных конкурсов
  • Елена Сизова (сопрано), лауреат международных конкурсов
  • Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано), лауреат международного конкурса
  • Карина Шагова (фортепиано)

Программа концерта:

  • Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928).
  • Каприччио "Vzdor"/"Вызов" для фортепиано и духовых JW 7/12 (1926)
  • Allegro
  • Adagio
  • Allegretto
  • Andante
  • Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота JW 7/11 (1925)
  • Moderato
  • Piu mosso
  • Con moto
  • Allegro
  • «Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего», цикл песен на стихи Й. Калды (Josef Kalda 1871-1921) для тенора, альта, 3 женских голосов и ф-но JW 5/12 (1917-1919)
  • «Traf eine junge Zigeunerin» / «Познакомился с молодой цыганкой»
  • «Ist sie noch immer da» / «Она все еще там»
  • «Wie der Glühwürmchen Spiel» / «Подобно игре светлячков»
  • «Zwitschern im Nest schon die Schwalben» / «Ласточки уже щебечут в гнезде»
  • «Heut` ist`s schwer zu pflügen» / «Трудно пахать сегодня»
  • «Heiss! ihr grauen Ochsen!» / «Хей! Вы, серые волы!»
  • «Wo ist das Pflöcklein hin» / «Куда делся колышек?»
  • «Seht nicht, ihr Ochselein» / «Не смотрите, маленькие волы»
  • «Sei willkommen, Jan» / «Добро пожаловать, Ян»
  • «Gott dort oben, sag» / «Боже, там, наверху, скажи»
  • «Von der Heidin Wangen» / «Как гречихой тянет»
  • «Dunkler Erlenwald» / «Темный ольховый лес»
  • Piano solo / Соло фортепиано
  • «Sonn` ist aufgegangen» / «Солнце взошло»
  • «Meine grauen Ochsen» / «Мои серые быки»
  • «Was hab` ich da getan?» / «Что я сделал?»
  • «Flieh, wenn das Schicksal ruft» / «Беги, когда судьба зовет»
  • «Nichts mehr denk ich» / «Думаю, больше ничего»
  • «Wie die Elster wegfliegt» / «Как сорока улетает»
  • «Hab` ein Jüngferlein» / «Есть девочка»
  • «Vater, dem Tag` fluch ich» / «Отец, я проклинаю тот день»
  • «Leb denn wohl, Heimatland» / «Прощай, Родина»

«Яначек... во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом», — говорил известный дирижер Петер Феранец о чешском композиторе, фольклористе, музыкальном теоретике, педагоге Леоше Яначеке (Leoš Janáček1854-1928).

Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Современники не сразу приняли самобытный музыкальный язык Яначека. Только после Первой мировой войны его сочинения обрели своих поклонников. Творчество композитора было тесно связано с русской культурой, его оперы «Катя Кабанова» и «Записки из мертвого дома» на тексты А. Н. Островского и Ф М. Достоевского прочно вошли в пантеон мировой оперной классики, а струнный квартет «Крейцерова соната», связанный с одноименным произведением Льва Толстого, по праву считается шедевром композиторской мысли Яначека.

В 1926 году Леош Яначек написал Каприччио «Vzdor» для фортепиано (партия левой руки) и духовых. Об этом сочинении композитора просил пианист Отакар Холлман, потерявший на фронте правую руку. Сначала отказавшись — «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога», — Яначек затем создал трогательную, свободную по форме, сложную для исполнителей музыку и назвал её «Vzdor»/ «Вызов», как вызов судьбе и музыкантам.

Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота было написано в 1925 году с посвящением пианисту-виртуозу Яну Хержману. Задуманное, как концерт для фортепиано с оркестром «Весна», оно трансформировалось в камерный концерт с комментариями Яначека: «Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть — со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом». Триумфальная премьера Концертино состоялась в Клубе моравских композиторов 16 февраля 1926 года. Произведение в этот вечер прозвучало два раза и вскоре стало одним из самых исполняемых сочинений композитора.

Вокальный цикл «Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего» был написан Яначеком на стихи из сборника Йозефа Калды «Из-под пера писателя-самоучки». История деревенского юноши, влюбленного в цыганку Зефку (Жофку), вдохновила композитора на 30-минутный опус на чешском языке. В это время Яначек был влюблен в красавицу Камилу Стесслову, не ответившую на его чувства, но ставшую музой композитора. «Чернокожая цыганка в моем „Дневнике исчезнувшего“ — это ты. Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. ... И на протяжении всей работы я думал о тебе!», — писал Камиле композитор.

Источник: operann.ru


Организатор ГБУК НО "Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им.А.С.Пушкина"
ИНН 5262035539